Для улучшения навыков управления сотрудниками активно применяется технологическая платформа, включающая в себя психолого-педагогическую поддержку в рамках разносторонней программы «Программа развития управленческих навыков руководителей медицинских организаций» (160 часов).
Управленческие навыки представлены определёнными параметрами:
I. Нормативный, организационный
II. Инновационно-развивающий
Этапы тренинга:
- Рефлексивно аналитический
- Модульный
- Управленческая компетентность
Эволюция стратегических управленческих навыков включает постоянное усовершенствование каждого аспекта и обеспечение их взаимодействия в рамках всей системы. Это приводит к формированию навыков управления:
- непосредственное управление
- работа в коллективе
- разработка новых стратегий развития.
Данные обучения были проверены в ходе реализации двухлетней программы социально-психологической подготовки руководителей среднего звена — заведующих отделениями многопрофильных стационаров в период с 2019 по 2021 год.
Проведение обучения осуществлялось при помощи индивидуальных образовательных модулей, каждый из которых был завершен логически. В процессе обучения использовались краткие лекции, практические кейсы, групповые дискуссии, упражнения и игры с последующим анализом через видеообратную связь.
В программу ввели модули:
Секция 1. Формирование навыков управления, контроля:- Раздел 1. Оптимизация подходов в формировании задач.
- Раздел 2. Стимулирование профессиональной мотивации.
Секция 2. Развитие навыков управления, направленных на укрепление рабочих отношений:- Раздел 3. Развитие эффективной коммуникации.
- Раздел 4. Формирование эмоционального лидера.
- Раздел 5. Методы управления конфликтами.
Секция 3. Развитие управленческих навыков, направленных на трансформацию управления в инновационном контексте:- Раздел 6. Развитие креативного мышления.
- Раздел 7. Формирование критического мышления.
- Раздел 8. Управление персоналом и изменениями в организации.
Секция 4. Развитие управленческих навыков, направленных на поддержку профессионального и личностного роста сотрудников:- Раздел 9. Применение ситуационного лидерства.
- Раздел 10. Формирование высокопроизводительных команд.
Секция 5. Программа тренингов по развитию стратегических навыков управления, ориентированных на развитие стратегических подходов к управленческим компетенциям.Реализация задач проходила в три этапа:
- Этап самоанализа и аналитической работы
- Модульный этап
- Этап изменений и преобразований.
В рамках последующей работы проведена комплексная сессия, с целью выявления основных методов, применяемых руководителями для достижения целей управления. В процессе обучения менеджеры осознали свои собственные подходы к использованию управленческих навыков в ежедневной работе и систематизировали их. Модульный этап направлен на развитие и улучшение способов использования управленческих знаний.
В управленческом составе были сформированы четыре отдельные команды, каждая из которых занималась развитием управленческих навыков в различных областях.
Команды работали на модульной основе, что позволило каждой из них сконцентрироваться на конкретных аспектах улучшения управленческих навыков:
- Модуль 1. Управленческая компетентность, основанная на ценностях;
- Модуль 2. Управленческая компетентность, основанная на нормах;
- Модуль 3. Индивидуальная управленческая компетентность;
- Модуль 4. Коллективная управленческая компетентность.
Каждая из четырёх команд стратегий по развитию управленческих навыков включала в себя анализ четырёх блоков: управление, планирование, развитие и трансформация.
Проведение психологического обучения привело к увеличению среднего уровня креативности, что способствовало достижению высокого уровня оригинального подхода к решениям бизнес-задач.
Проведение методики вызвало перемены в определённых направлениях деятельности (рисунок 3). В частности, средний общегрупповой параметр по стратегиям «доминирование» уменьшился с 10 до 7,15 баллов, а по стратегии «уход» с 5 до 4,13 баллов. Показатель по стратегии «уступчивость» практически не изменился. Однако по стратегиям «сотрудничество» и «компромисс» показатели увеличились с 6 до 8,51 баллов и с 7 до 8,3 баллов соответственно.
Показатели творческого мышления у руководителей продемонстрировали динамичные изменения, по результатам их участия в тренинге (рисунок 4). Эти изменения указывают на то, что они чаще отдают предпочтение более продуктивным подходам в поведении в ситуациях конфликта, таким как сотрудничество и компромисс. В сложных ситуациях они уделяют внимание важным аспектам взаимодействия с другими людьми и отдают предпочтение разрешению конфликтов без излишнего напряжения, что обычно ассоциируется с применением стратегии главенствования.