Организация стоматологической помощи населению г. Москвы на современном этапе

Демурия Л.Э., Любимова Е.Э., Захаренкова Н.М.

Резюме

В настоящее время разработка научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию организации стоматологической службы в крупном регионе в современных условиях с учетом региональных особенностей распространенности стоматологической заболеваемости и ресурсного обеспечения здравоохранения является актуальной.

Введение

В настоящее время стоматологическая служба области имеет достаточно сложную структуру и представлена практически во всех административных районах города. Медицинские организации, составляющие стоматологическую сеть, можно условно разделить на следующие типичные группы:

  1. Специализированные стоматологические поликлиники, из которых одни имеют статус юридического лица и являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, а другие входят в состав районных территориальных медицинских объединений на правах их структурных подразделений.
  2. Стоматологические отделения в составе центральных районных общесоматических поликлиниках и других медицинских организациях.
  3. Стоматологические кабинеты в составе различных по своей организационно-правовой форме и месту в номенклатуре здравоохранения государственных и муниципальных медицинских учреждений (амбулатории, поликлиники, медико-санитарные части, сельские участковые больницы и прочие).
  4. Стоматологические учреждения (кабинеты), относящиеся к частной системе здравоохранения, в том числе юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

В результате проведения исследования определено, что в среднем обеспеченность населения г. Москвы стоматологической помощью составляет по числу стоматологических рабочих мест 2,1 на 10 тысяч человек, включая 1,8 рабочих мест, задействованных в совокупности на терапевтическом и хирургическом видах приема, и 0,3 рабочего места врача-стоматолога-ортопеда. Таким образом, установлено наличие существенной территориальной диспропорции в обеспечении населения г. Москвы мощностью стоматологической службы.

Как известно, уровень качества лечебно-диагностического процесса и достижение необходимой эффективности в работе стоматологической службы требует профессионального роста всего медицинского персонала, и прежде всего врачебных кадров. В этой связи определенный интерес представляют результаты анализа состояния квалификационного состава по числу специалистов, аттестованных на ту или иную квалификационную категорию, с учетом врачей, вообще не имеющих какой-либо категории.

Приведенные материалы по Московской области о квалификации врачебных кадров указывают на то, что более половины врачей стоматологической службы на момент проведения настоящего исследования не имели квалификационных категорий. Причем следует обратить внимание на тот факт, что квалификационный состав зубных врачей имеет более благоприятное состояние, чем аналогичные показатели врачей-стоматологов. В то время как почти 2/3 (70%) стоматологов вообще не имеют квалификационных категорий, среди зубных врачей лица без категорий составляют менее ½ (42,6%). Если же рассматривать состояние квалификационного состава стоматологов с учетом их специализации, то наилучшие показатели в целом отмечаются у хирургов по сравнению с терапевтами и ортопедами. Распределение врачебных кадров по уровню квалификации выявило интересную закономерность, которая заключается в том, что в структуре всех аттестованных специалистов наибольший удельный вес приходится на врачей, имеющих первую квалификационную категорию.

Для оценки уровня оказания стоматологической помощи населению, ее объема и качества, а также сопоставления результатов работы врачей стоматологического профиля в поликлиниках и отделениях используются различные источники информации, из которых наиболее важными и основными являются материалы статистической учетно-отчетной документации стоматологических учреждений. На основании этих материалов можно определить целый ряд специальных показателей, позволяющих в значительной мере получить представление о качестве стоматологического обслуживания.

Заключение

Таким образом, из представленных выше сведений видно, что в различных районах Московской области не в одинаковой степени развита сеть стоматологической службы, наблюдаются существенные различия в ресурсном обеспечении ее учреждений, и конечные результаты их деятельности подвержены значительным колебаниям по всем рассматриваемым показателям. Данное положение указывает на существование в итоге серьезных диспропорций в обеспечении населения региона стоматологической помощью. Вместе с тем это является недопустимым, особенно в той связи, что жители Московской области и г. Москвы имеют в соответствии с действующей базовой территориальной программой обязательного медицинского страхования равные права на получение качественной стоматологической помощи в гарантированном объеме.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

  1. Любимова Екатерина Эдвардовна — соискатель ФГБНУ Национального НИИ им. Н. А. Семашко, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, к. 1; тел.: 8−968−865−39−65; e-mail: demuriaeka@mail.ru; orcid.org: 0000−0003−0410−7713.
  2. Захаренкова Наталия Михайловна — соискатель ФГБНУ Национального НИИ им. Н. А. Семашко, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, к. 1; тел.: 8−905−742−77−91; e-mail: Znata070111980@yandex.ru; orcid.org: 0000−0002−1850−6160.
  3. Демурия Любовь Эдвардовна — к. м. н., главный врач ООО «Роял Клиник», г. Москва, Бескудниковский бульвар, 13; тел.: 8−968−024−22−55; e-mail: demuriaeka@mail.ru; orcid.org: 0000−0002−8293−0484.