В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323‑ФЗ (ФЗ‑323), который является «конституцией» национальной системы здравоохранения РФ и устанавливает организационно‑правовые основы охраны здоровья граждан, нет определения «первичное звено здравоохранения». В то же время в ФЗ‑323 есть понятие «медицинская организация», которая является юридической единицей независимо от организационно‑правовой формы и осуществляет медицинскую деятельность как основную. Классификаций типов, уровней, профилей МО в законе нет, но установлены виды медицинской помощи (МП), условия и формы её оказания. Стоит заметить, что указанные категории (виды, условия, формы) шире, чем понятие МО [14, с. 36−40]. Понятие «первичное звено здравоохранения» или «первый уровень» системы здравоохранения появляются в подзаконных документах, регламентирующих формирование трёхуровневой системы здравоохранения [15, с. 35−36].
В Приказе Минздрава России от 29.12.2012 Nº 1706 (далее Методические рекомендации) указана необходимость формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи. Согласно Методическим рекомендациям, 1‑й уровень — это обеспечение населения ПМСП; 2‑й уровень — специализированной МП (с преобладанием экстренных и неотложных форм); 3‑й уровень — специализированной и высокотехнологичной медицинской помощью (ВМП). При этом указано, что 2‑й уровень носит межмуниципальный характер, а 3‑й уровень — региональный. Помимо этого, субъектам РФ рекомендуется создавать межмуниципальные консультативно‑диагностические центры (КДЦ) с оказанием специализированной ПМСП.
В вышеуказанных формулировках существует смешение территориальных принципов, видов и форм оказания МП. Классификационное деление на 3 уровня не носит исчерпывающий и понятный характер. Первичное звено (1‑й уровень) заявлен как уровень обеспечения ПМСП без привязки к территориальному признаку (муниципальному, межмуниципальному или региональному), в то время как на других уровнях этот признак указан. При этом форма (экстренная, неотложная) оказания МП обозначена лишь для 2‑го уровня. Нет указаний, где осуществляются другие виды МП (скорая МП, паллиативная МП) и их условия оказания. Двусмысленно можно понимать, к какому уровню относить КДЦ. Согласно Методическим рекомендациям КДЦ должны носить межмуниципальный характер, что относит их ко 2‑му уровню, в то же время указано, что они оказывают ПМСП (специализированный вид), а это признак первичного звена (1‑го уровня).
В Письме Минздрава России от 13.12.2017 № 11‑7/10/2‑8616 рекомендовано распределить МО, участвующие в реализации территориальной программы государственных гарантий, по 3 уровням. В данном документе появляется более детальное описание уровней. В частности, для 1‑го уровня оказания МП указан территориальный признак — «в пределах муниципального образования (внутригородского округа)». Для первичного звена расширен перечень видов МП. Он (1‑й уровень) должен осуществлять, помимо специализированной МП по 4 профилям (за исключением ВМП), также скорую и паллиативную МП. На 2‑й уровень отнесены МО, оказывающие специализированную МП (за исключением ВМП) по 5 и более профилям на межмуниципальном уровне, больницы скорой МП и диспансеры. К 3‑му уровню отнесены МО, оказывающие ВМП.
Таким образом, полной ясности Письмо Минздрава России № 11‑7/10/2‑8616 не внесло. Первичное звено наделено, согласно документу, обязанностью оказывать специализированную МП, которая осуществляется в условиях дневного и круглосуточного стационаров. Это вносит диссонанс в концепцию того, что первичное звено — это уровень ПМСП, которая осуществляется, согласно ФЗ‑323, исключительно в амбулаторных условиях или в дневных стационарах при МО, оказывающих ПМСП в амбулаторных условиях.
В Письме Минздрава России № 11‑7/10/2‑8616 появился и количественный признак (число профилей), делящий МО, оказывающих специализированную помощь, на 1‑й и 2‑й уровни. Не ясно обстоит дело и с диспансерами. Диспансеры могут оказывать исключительно ПМСП и быть по сути монопрофильными амбулаторными МО, или крупными центрами, оказывающими специализированную МП и ВМП в условиях стационара [16, с. 34−35]. Помимо этого, документ изобилует такими понятиями, как «центр», «больница», хотя нет понимания того, о чём идёт речь. В Приказе Минздрава России от 06.08.2013 № 529н указаны данные типы МО, но нет описания их функционала в части вида, условий оказания и формы МП. Приказ Минздрава России № 529н не содержит таких наименований, как фельдшерско‑акушерский (фельдшерский) пункт или офис врача общей практики. Этот факт выглядит довольно странно с той позиции, что именно указанные МО являются одними из основных единиц первичного звена системы здравоохранения [17, с. 6−9].
Интересным документом явилось Письмо Минздрава России от 21.09.2021 № 29‑2/И/2‑15 210, где, несмотря на указания в названии «для… первичного звена», нигде не определён перечень типов МО, которые отнесены авторами на этот уровень. В документе есть описание типов МО, таких как поликлиника, центр здоровья для взрослого населения, центр здоровья для детей, фельдшерско‑акушерский пункт, что косвенно указывает типы МО, входящие в первичное звено. Но корректнее тогда было указать в названии «для… МО, оказывающих ПМСП». В Письме Минздрава России № 29‑2/И/2‑15 210 идёт детальное описание ПМСП. Этот факт говорит о том, что авторы понимают первичное звено как уровень оказания ПМСП. ПМСП — это базовый вид (элемент) системы здравоохранения, который осуществляет мероприятия по превенции, диагностике, лечению, пропаганде здорового образа жизни [18, с. 239−240], в то же время первичное звено здравоохранения — это её базовый (фундаментальный, основной) уровень уровневой системы здравоохранения [19, с. 349−350].
В Приказе Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н указаны типы МО, оказывающих ПМСП. Фактически они тождественны тем МО, что даны в Письме Минздрава России № 29‑2/И/2‑15 210.
В Постановлении Правительства Р Ф от 26.12.2017 № 1640 ПМСП фактически приравнено к первичному звену и определено как «первая линия контакта пациента с системой здравоохранения». Стоит заметить, что к врачам «первого контакта» эксперты традиционно относят участковых терапевтов, участковых педиатров и врачей общей практики. Хотя, согласно ФЗ‑323, ПМСП осуществляют не только «врачи первого контакта», но и врачи‑специалисты, фельдшеры, акушерки. Определение врача «первого контакта» встречается крайне редко в подзаконных актах. Например, в методических рекомендациях по организации центров амбулаторной онкологической помощи в субъектах РФ не указано, кто к ним относится, в то время как в клинических рекомендациях по ревматоидному артриту указано, что этим врачом может быть и «врач другой специальности» (кроме терапевта и врача общей практики).
В Постановлении Правительства Р Ф от 09.10.2019 № 1304 нет конкретизации того, какие именно МО отнесены к 1‑му уровню. Однако в документе указываются МО, оказывающие ПМСП и скорую МП, а также центральные районные и районные больницы. Получается опять диссонанс с адресатом: планируется модернизация 1‑го уровня, но в описании указан не тип МО, а вид МП. В итоге чиновники на местах сами вычленяют и определяют адресность точки приложения [20, с. 34−35].